пятница, 4 июня 2010 г.

Сезон путешествий

Пребывая в рутине повседневних дел и судорожно пытаясь закончить сразу несколько скрап-проектов (в том числе те, которые я планирую предложить в ближайшее время на мастер-классах), я опять забросила свой блог. Поскольку это совсем нехорошо по отношению ко всем вам, кто заходит ко мне в гости, я решила предложить вам в качестве маленькой компенсации за отсутствие новых работ цикл статей, посвященных сезону путешествий. В этих статьях я решила поделиться с вами своим скромным опытом в подготовке путешествий с точки зрения скрап-путешественника, рассказать об особенностях фотографирования во время поездки, о нюансах, на которые стоит обратить внимание, чтобы сделать ваши фотоальбомы о путешествиях содержательными и незабываемыми. Надеюсь, что эти статьи будут для вас полезными и занимательными и развлекут вас на то время, пока я буду доделывать свои работы. Повторюсь, что эти статьи основани только лишь на моем личном опыте, в них могут быть некоторые неточности с профессиональной точки зрения (все же я не дизайнер и не фотограф), поэтому прошу заранее за это меня извинить. Если вы захотите что-то уточнить или дополнить в статье или дать свой комментарий - я буду рада получить любой отклик и, естесственно, все это будет опубликовано.
Кстати, о публикациях комментариев в блоге. С этого для я решила ввести контроль за публикацией комментариев. Надеюсь, что вас это ни в коей мере не отпугнет. Это делается лишь для того, чтобы я могла своевременно читать все ваши сообщения, особенно если вы решите прокомментировать какой-либо из моих старых постов (а как показывает практика, эти ваши сообщения я оставляю без внимания).
Итак, чтобы не делать это длинный пост бесконечным, оставляю вас наедине с первой статьей цикла, посвященной фотографированию.
ПАМЯТКА ФОТО-ПУТЕШЕСТВЕННИКУ
Все мы любим фотографироваться на фоне чего-нибудь исторического или просто красивого. Ничего не имею против таких снимков, однако можно сделать их чуть более разнообразными. Во-первых, не обязательно просто сидеть или стоять на фоне чего-либо, можно попросить вашу модель двигаться. Спокойная созерцательная прогулка вдоль живописных развалин или красивых клумб замечательно поддается фотографированию. Главное здесь – не делать резких движений (причем, как фотографу, так и модели), чтобы фото не получилось смазанным. Помните о правильных настройках фотоаппарата: как правило пленка чувствительностью (или ее цифровой эквивалент) ISO 100 или ISO 200 используется для съемки при хорошем уличном (дневном) освещении статичных объектов, чувствительностью ISO 400 – для съемки при плохом освещении, а также для съемки движущихся объектов на улице, чувствительностью ISO 800 и выше – для съемки в ночное время и в помещении с плохим освещением. Если вы пользуетесь «мыльницей», то для съемки движущихся объектов (или когда вы двигаетесь сами, а Ваш объект статичен) не забывайте устанавливать режим «Спорт».

Если объект, на фоне которого вы хотите запечатлеть модель, не предполагает прогулок (т.е. композиция не сможет точно передать то, что вы хотите), то можно сделать фото статичной модели, сместив его/ее к краю снимка. Таким образом, главный акцент вашей фотографии сместится на пейзаж или архитектурный элемент, а не на вашу модель. Присутствие же модели на фото поможет вам рассказать о том, что он/она видит в момент съемки. Однако будьте осторожны с композицией! Мы привыкли к тому, что фокальным элементом на фотографиях обычно выступает один объект (даже при съемке пейзажей мы, как правило, выбираем какой-то один броский элемент центром композиции). Присутствие же двух объектов на одной фотографии может быть непросто связать в целостную, гармоничную композицию. Мой совет: между моделью и объектом съемки «поставьте» третий элемент – дерево, колонну, и т.д. Для таких панорамных снимков лучше всего подходят камеры с зум-объективами или широкоугольные объективы. Многие современные «мыльницы» имеют функцию панорамной съемки.

Помимо подобных снимков, еще одним моим излюбленным вариантом является съемка людей в процессе делания чего-либо, будь то лепка куличиков, катание на коньках или купание в море, т.е. когда они абсолютно сосредоточены на своем занятии и не обращают внимания на фотографа и не смотрят в объектив. Занятие водными видами спорта или активные игры с детьми особенно удачно запечатляются на таких фото. Однако не забывайте правильно устанавливать настройки на камере, чтобы потом не пришлось сожалеть об испорченных фотографиях.
При съемке людей или объектов активно используйте природное освещение. Для нашего глаза свет всегда кажется одинаковым, однако его насыщенность и оттенок меняются в течение дня. Самыми лучшими периодами для съемки практически всех объектов является час после рассвета и час перед закатом. При съемке в это время вы получаете очень насыщенные снимки с необычным свечением. Особенно это проявляется при съемке людей в светлой одежде или светлых поверхностей (в том числе воды – фотографии морских пейзажей на закате получаются особенно впечатляющими).


Сфокусируйте камеру на каком-либо интересном элементе на переднем или заднем плане вашей композиции. Для выделения какой-либо детали из общего фона лучше всего использовать макрообъектив (или функцию макросъемки в «мыльнице»), т.к. он позволяет размыть те участки кадра, которые не попадают в фокус. Чем больше расстояние между элементами композиции, тем больше размытие. Если вы не хотите получить размытый фон (или если у вас нет макрообъектива), используйте обычный зум-объектив или подойдите ближе к объекту съемки.


Еще один интересный вариант съемки как людей, так и прочих объектов – съемка отражений в воде. Можно снимать отражения в лужах и бассейне, в озерах и море, в спокойной воде или наоборот, - в любом случае эффект будет очень интересен. И не забудьте, что в разное время суток освещение разное. Если вы хотите снимать в абсолютно спокойной воде, то лучше всего это делать на рассвете или перед закатом.


Что касается съемки пейзажей, то здесь у меня тоже есть некоторые предпочтения. Я очень люблю панорамные фото, будь то природный пейзаж или городской. Однако, особенно при съемке в городе, задний план бывает сильно загроможден. В этом случае нужно тщательно выбирать место и угол съемки. Иногда следует залезть повыше или наоборот, снимать с земли, чтобы минимизировать наличие лишних деталей в кадре, а заодно получить необычный ракурс объекта, а иногда и полностью изменить настроение фотографии. Ну и конечно же помните о том, что практически любой неудачный снимок можно исправить при помощи Фотошопа и подобных ему программ. При съемке пейзажей не обойтись без широкоугольного объектива, которым также удобно делать групповые фото или снимать объекты в ограниченном пространстве.


Теперь поговорим немного о факторах, которые помогают нам направить взгляд в нужную точку на фотографии – о линиях.
Линии – это, конечно, условное название целого ряда предметов, которые помогают указывать направление взгляда. Ряды деревьев, дорога, таблички и знаки – все это можно использовать для того, чтобы указать на объект. Однако будьте осторожны, особенно при использовании в композиции знаков или табличек-указателей: стрелка знака (или то, что служит указателем направления) всегда должна располагаться таким образом, чтобы указывать на объект внутри фотографии, а не на ее внешний край. (Кстати, то же самое можно отнести и к фотографиям людей, когда вы работаете над страничкой – взгляд и/или движения всегда должны быть направлены к центру вашей работы, а не на ее край.)

Еще одна важная линия, которая не просто может присутствовать на фотографиях, но и делать саму фотографию удачной или не очень, - это горизонт. Горизонт также может задавать направление взгляда, но гораздо важнее то, что его неверное размещение в кадре может полностью нарушить композицию. Чтобы правильно расположить линию горизонта в кадре можно воспользоваться простым правилом: определите, какая часть пейзажа будет доминирующей – небо или земля. Если на земле ничего привлекательного не имеется или в небе есть что-то интересное, то опустите линию горизонта пониже, и наоборот. Если вы снимаете некий объект на фоне пейзажа, то и в этом случае следует поиграть с линией горизонта. В любом случае профессиональные фотографы не советуют делать линию горизонта строго по центру: как бы странно это ни звучало, но это не делает композицию сбалансированной.


3 комментария:

  1. ох, надо будет подробно прочитать попозже, сейчас просто не охватываю всю глубину и полезность советов.

    ОтветитьУдалить
  2. Ань, я тоже приду еще не раз почитать))) очень полезно!

    ОтветитьУдалить
  3. Аня, спасибо за этот пост и за другие, которые будут по этой тематике. А то я уже собиралась копать Интернет в поисках такой информации.

    ОтветитьУдалить