четверг, 22 июля 2010 г.

Блог в отпуске

И вот опять пришлось мне на несколько недель забросить свой блог, чтобы полностью посвятить себя беспокойной дачной жизни (особенно в таких экстремальных погодных условиях), а также футболу (ЧМ-2010, конечно, закончился, к моему величайшему сожалению, но мой 4-летний ребенок только-только открыл для себя эту игру, поэтому регулярные тренировки мне обеспечены :))), запуску летающих тарелок, боям на водных пистолетах и т.д. и т.п.
Сначала я хотела не прерывать свое общение с вами и продолжать публиковать статьи, однако отсутствие полноценного выхода в Интернет почти не оставляет мне шансов. Кроме того, мне бы не хотелось публиковать статьи без фотографий, которые я сейчас не могу подобрать. Так что, ненадолго расстанемся, чтобы встретиться уже очень скоро. Я надеюсь, что вам тоже есть чем заняться, и вы не будете сильно скучать в мое отсутствие.
Пока что, я постараюсь выкладывать просто интересные ссылки и делиться полезной информацией, насколько мне это позволит вялотекущий Интернет. А полноценно встретиться снова, почитать продолжение цикла статей о путешествии (хочу сообщить по секрету, что задумано в этом цикле еще много чего интересного!), посмотреть мои последние работы, которые я не успела до отпуска обработать и показать, а также ознакомиться с новинками (до отпуска я таки успела получить свою посылку, в которой, как всегда, много штампов, дыроколы Марты Стюарт и еще много чего) и кое-что себе прикупить :))).
Все это я обещаю вам в начале августа, а пока, чтобы не отрываться от заданной темы, оставляю вас с интересной книгой, написанной профессиональным фотографом, журналистом, и посвященной искусству фотопутешествий. Книга эта, к сожалению, написана на английском языке, но, я надеюсь, многим, кто знает язык, эта книга понравится и покажется полезной.

вторник, 6 июля 2010 г.

Сезон путешествий - продолжение

Композиция кадра. Часть2. (продолжение статьи с блога Cath Baussand)
Вчера мы с вами увидели, как важно в момент съемки думать о тех, кто будет смотреть на вашу фотографию: фотография должна иметь легко читаемый сюжет, который несет зрителю определенное послание. В идеале необходимо направлять взгляд зрителя, чтобы он смог разглядеть все второстепенные детали композиции, а затем остановился на главном объекте. Добиться этого нам поможет перспектива, которая в наших фотографиях является третьим измерением.


Эта фотография была сделана на Мали, главный объект съемки предстает по центру композиции; таким образом, наша композиция является статичной и необъемной, кроме того, взгляд отвлекает ветка справа (как мы можем убедиться на этом примере, даже самые незначительные детали могут испортить всю композицию).


А вот это фото уже намного лучше… Наш взгляд в первую очередь видит в кадре плоды баобаба слева вверху, затем он следует за изгибом ветви, потом переходит к исследованию перспективы, после чего остановится на этой замечательной части скалы. Таким образом, наш взгляд, изучая деталь за деталью, дошел до главного сюжета нашей фотографии. Вот и доказательство, если оно необходимо, того, композиция определяет первоочередность осмотра и направляет взгляд. Полезный совет: чтобы получить перспективу, достаточно включить в ваш кадр передний план. На самом деле, на практике это не всегда кажется столь очевидным, т.к. зачастую достаточно просто поменять свое положение, чтобы сделать передний план выразительным как на этой фотографии:


Фотография долины Дадес в Марокко довольно плоская, к тому же коричневая линия холмов делит ее на две части, но это не так страшно. Главный сюжет фотографии не очевиден … и вообще, есть ли он?


Добавив одну деталь, мы дали фотографии перспективу и четко определили основной сюжет – «букет» пальм; более того, этот кадр сделан в соответствии с правилом третей, которое вы, конечно, помните. Вначале кажется, что заснеженные вершины Атласских гор перестали играть ту роль, какую должны были бы играть, несмотря на отсутствие ярко выраженной фактурности (фото 1). Сейчас же они стали прекрасным фоном для пальм, что делает их более заметными. Изменилась и линия горизонта: на новой фотографии около 2/3 занимает голубое небо, которое выводит на передний план пальмы.

Этот пример ясно показывает, что именно фотограф создает композицию. Для этого необходимо обладать воображением, терпением (много километров разделяют эти две фотографии). К тому же нельзя забывать о том, что те или иные объекты, попадающие в наш кадр, должны гармонично сочетаться по цветам, сюжету или расположению.


На этой фотографии мы видим хорошее сочетание цветов. Чтобы добиться этого, я проследовал за этой малийской красавицей несколько десятков метров, пока на заднем плане не появилось нечто, достойное ее. Мне также необходимо было определить элементы, которые войдут в мою композицию, чтобы они вписывались в заданное цветовое сочетание. Поэтому мне нужно было вытеснить из кадра классические атрибуты повседневной жизни Мали (десятки других людей, тележки, повсеместно стоящие на рынке, столбы и электрические провода, комья земли, сама по себе земля, очень насыщенное цветами одеяние прекрасной малийки). Чтобы сделать этот кадр и чтобы показать мою модель в том свете, в каком вижу ее я, я использовал «зум». Если бы я заранее не продумал композицию, моя фотография была бы такой:

Когда мы задумываем композицию, нам нужно позаботиться о том, чтобы взгляд рассматривающего ее переходил с одного элемента на другой пока не дойдет до главного объекта кадра. Чтобы этого добиться, нам следует помнить о «программе», которой следует наш глаз при чтении изображения: чтобы определить лицо, он ищет глаза на этом лице и следует за направлением взгляда. Следовательно, следует избегать ситуаций, когда взгляд модели сразу же притягивает взгляд человека, рассматривающего фотографию, как это, к сожалению, получилось на этом снимке:

Мы можем избежать этой ситуации, заставив нашу модель смотреть на фотографа. Хорошо, скажете вы, но как следует расположить в кадре глаза модели?
«Мууу! Мууу!» – это чтобы привлечь внимание объекта 5536. Ответ: конечно же в точку пересечения силовых линий! Надеюсь, вы помните, что это такое.

Если вы можете определить, какой глаз модели находится ближе к вам, то именно его и нужно расположить в силовой точке.
Если оба глаза находятся на одном уровне, их оба следует расположить в точках пересечения силовых линий.


Благодарю модель 5536 за сотрудничество в написании этой статьи.

Что касается фотографирования пейзажей, здесь мы можем позаимствовать технику, которую используют кинематографисты, чтобы «зафиксировать» взгляд смотрящего на картинке. На примере внизу мы видим, что при рассматривании фотографии наш взгляд сначала «видит» вершину холма, расположенного слева. Затем он переходит на гору, расположенную в центре на заднем плане, после чего он останавливается на ветке, обрамляющей правый край. Именно эта ветка и не дает взгляду «выйти из кадра». Наоборот, она даже приглашает взгляд «проследовать» по галечной насыпи, чтобы добраться до центрального сюжета композиции – озера. Таким образом, расположение у правого края кадра некоего обрамления позволяет задержать взгляд смотрящего и перенаправить его в центр композиции.

Чтобы привлечь внимание наблюдателя к озеру, следует сместить от центра линию горизонта, расположив ее на одной из силовых линий таким образом, чтобы 2/3 части композиции были заняты водой. Помните, что линию горизонта рекомендуется всегда располагать не по центру фотографии. Этим самым вы будете делать акцент либо на небе, либо на воде (земле) и убедитесь, что ваши фотографии станут более впечатляющими. Расположение линии горизонта вдоль силовой линии поможет Вам сделать его идеально ровным (горизонтальным), если вы, конечно, сможете мысленно разделить свой кадр согласно правилам третей (представить пересечения силовых линий в виде сетки). Безусловно, это не просто. Для этого нужно держать фотоаппарат ровно в момент спуска затвора, т.к. именно в этот момент линия горизонта «ложится на свой курс», как говорят на флоте, и немного отклоняется вправо. Конечно, вы можете мне возразить, что в вашем распоряжении всегда найдется программа для обработки фотографий, чтобы решить эту проблему, однако вы не можете не согласиться, что лучше всегда иметь фотографию, готовую для использования в скрап-работе, не так ли?

А сейчас мы с вами вернемся к одному важному моменту. На примере фотографии некрополя в Мире (Турция) мы с вами убедились, что горизонтально ориентированное изображение легче «прочитывается» глазом, нежели вертикальное. Это относится и к отдельным элементам композиции. Горизонтальные линии воспринимаются как холодные, успокаивающие, они призывают к расслаблению, покою. Вертикальные же линии считаются теплыми, активными, они синонимичны подъему, устремленности. Все это я говорю не для того, чтобы вы перестали делать вертикально ориентированные фотографии, совсем наоборот. Просто вы должны помнить об этом в тот момент, когда делаете кадр.


Мост У-Беин в Амарапуре, Бирма

Я показываю вам в качестве примера эту фотографию, в основе своей «теплую» («теплые» вертикальные линии + теплые краски).
Вообще, вертикальные линии и горизонтальный план можно объединить в одном кадре, как, например, на этом фото:
Храмовый комплекс Баган, Бирма

Вертикальные линии могут помочь нам создать необходимую перспективу, чтобы направить наш взгляд вглубь фотографии, например, на минарет Тетуан в Марокко. Взгляд человека, рассматривающего эту фотографию, «зажат» между пальмами, обрамляющими аллею, таким образом, он не может «выскользнуть» за пределы кадра. Але-хоп…. и он попал в ловушку!

Раз уж мы говорим о перспективе, мы должны помнить, что помимо форматов – портретного или пейзажного, мы можем использовать диагональные линии, чтобы сделать акцент на перспективу.

Специи на египетском базаре в Стамбуле
Здесь я использовал наиболее гармоничную диагональ, которая соединяет левый нижний угол кадра с правым верхним. Таким образом, мы создаем дополнительное измерение, которое придает объем неподвижным объектам.
На фотографии Иераполиса (Турция) довольно внушительная нисходящая диагональ (из левого верхнего края в нижний правый) к сожалению, уводит взгляд рассматривающего фотографию за пределы кадра. Этого стоит избегать!

Теперь вы знаете, что наш глаз считывает изображение по некой, свойственной ему программе. Понимание этой программы позволит вам направлять взгляд наблюдателя в нужное нам место. Естественно, сначала необходимо определить, что именно мы хотим поместить на передний план. С точки зрения человека, увлекающегося скрапбукингом, можно заранее представить себе, какой вы хотите сделать вашу будущую страничку, всего лишь поиграв элементами композиции, которая в этот момент может даже немного не отвечать некоторым из применяемых нами правил.
Когда фотографируете, вы, таким образом, ведете своего рода рассказ о чем-то или о ком-то; чтобы наиболее полно раскрыть сюжет, можно менять ракурс: общий план, съемки крупным планом, акцент на детали. Все эти виды помогут вам получить более однородные фотографии, которые позволят сделать мини-альбом. Не забудьте о третьем измерении в композиции: его можно создать при помощи перспективы или передачей на фотографии атмосферы или настроения.

Вы можете сами быть частью композиции, вы можете утверждать, что все эти правила невозможно применить! Вы вправе выбирать, как сделать лучше. Как только кадр снят, проанализируйте композицию, используя все ваши теоретические познания. Это поможет вам сэкономить время в следующий раз, когда вы будете фотографировать, поскольку ваша быстрая реакция позволит вам запечатлеть быстротечный момент, так как все ваши познания будут служить созданию ФОТОГРАФИИ.