четверг, 17 июня 2010 г.

Сезон путешествий - продолжение

Сегодня я предлагаю вам вторую статью из цикла про путешествия, посвященную правильному построению композиции. Эту статью написал муж замечательной французской скрап-мастерицы Catherine Baussand (aka Cath) для ее блога. Информация и опыт, которым делится опытный фотограф-путешественник, показалась мне очень полезной, и я захотела поделиться этой информацией с вами. Cath любезно разрешила мне сделать перевод этой статьи для моего блога, который я с удовольствием и публикую. А с оригиналом статьи вы можете ознакомиться тут, в постах от 5 и 6 февраля. Статья разбита на две части, и именно так я и буду их публиковать. Последний комментарий к статье - все фотографии сделаны автором статьи. Спасибо Cath и ее мужу за ценную информацию и возможность поделиться ей с русскоязычной аудиторией.
Итак... еще немного об искусстве фотографии.
Композиция кадра. Часть 1.

Темой дня сегодня станет композиция кадра, как и было обещано в предыдущей статье (прим. переводчика – это одна из нескольких статей в блоге, посвященных искусству фотографии).

На самом деле, композиция кадра не является каким-то новшеством в скрапе, однако те правила, о которых мы будем говорить, можно применять и при создании Ваших будущих работ.
По своей сути композиция – есть искусство гармоничного расположения в кадре элементов, представленных на фотографии. Чтобы успешно справиться с этой задачей (нет-нет, не бросайтесь сразу к своему фотоаппарату, у нас в запасе еще много всякой полезной информации, которую следует изучить, прежде, чем вы начнете переходить к практике), следует поставить себя на место человека, рассматривающего фотографию. На самом деле это особенности функционирования нашего зрительного органа позволяют определить узловые точки гармоничной композиции.


Следующее условие успеха - прислушаться к себе в тот момент, когда вы решаете достать свой фотоаппарат, чтобы запечатлеть тот или иной сюжет, спросить себя, что именно вы хотите запечатлеть. Это позволит вам определить основной сюжет будущего снимка и избежать всех лишних деталей, которые будут мешать целостному восприятию сюжета. В то же время это позволит вам лучше продумать обрамление для вашего сюжета, будь то красивая линия горизонта вашего пейзажа, передача эстетической красоты объекта, передача в кадре атмосферы конкретного места (самое сложное из всего), эмоциональная окраска портрета…


Чтобы добиться этого, есть одна маленькая уловка: когда вы собираетесь сделать фото, подумайте, какое прилагательное наилучшим образом описывает сюжет, это поможет вам правильно расставить акценты в кадре.

Что касается нашей внутренней беседы с самим собой, мы в итоге должны определить, может ли та сцена, которую мы видим перед собой, правильно отразить то, что мы хотим передать, или нужно что-то изменить, чтобы получить наилучший результат. Что касается фотографирования пейзажей или сценок из повседневной жизни, то в этом случае конкретное местоположение фотографа играет решающую роль в создании композиции. Напротив, если вы создаете портретный снимок, то здесь наиболее важно положение элементов, составляющих сюжет будущей фотографии и формирующих задний план композиции. У современных фотоаппаратов есть функция, которая помогает скорректировать композицию. Она называется «размытый зум» и позволяет выделить и переместить на передний план основной объект на вашей фотографии из окружающего нагромождения предметов.

На фотографиях, представленных ниже, запечатлен один и тот же объект (мечеть Телли в Мали) в различном композиционном построении.На этой фотографии основным объектом является само сооружение, которое как бы выводит на передний план окружающая растительность.




Если мы укрупним план, сюжетом фотографии станет сценка из повседневной жизни в обрамлении пейзажа. Присутствие на фотографии жительницы Мали привносит в сюжет некоторую умиротворенность, а также дает представление о размерах мечети.



Чтобы сделать акцент на архитектурных деталях этой потрясающей мечети, я использовал «зум».



Немного подвинем вперед «зум», чтобы поближе рассмотреть архитектурные элементы.


Из собственного опыта могу сказать, что зум-объектив стандартной цифровой «мыльницы» должен быть по крайней мере 5-кратным, чтобы в наилучшей степени отразить на фотографии то, что вы задумали. Например, представленные ниже две фотографии были сняты из одной точки:



Вид на долину Нувара Элия на о.Шри-Ланка, где находятся плантации чая и сады.

Чтобы сделать акцент на этом удивительном саду, который привлек мое внимание, я использовал максимальное 5-кратное увеличение.
Теперь представим себя на месте человека, рассматривающего фотографию, чтобы понять механизм зрительного восприятия. В общем, мы «считываем» изображение точно также, как мы читаем текст. Мы, западные люди, читаем текст слева направо и сверху вниз. Вы наверняка знаете, что зрительное пространство, которое способен охватить человеческий глаз, весьма ограничено. Для того, чтобы воспринять изображение полностью, наш глаз должен очень быстро по нему пробежаться. Взгляд будет перемещаться слева направо и сверху вниз, по так называемой Z-траектории. Именно по этой причине рассматривание фотографий в пейзажном (горизонтальном) формате считается более успокаивающим, чем рассматривание фотографий портретного (вертикального) формата: нашему глазу легче «считывать» информацию по горизонтали.

Наскальный некрополь в Мире, Турция
Горизонтально ориентированный кадр увеличивает перспективу.
Чтобы проиллюстрировать то, о чем мы говорим, возьмите ваш фотоаппарат и откройте крышку объектива. Что вы видите? В самом центре видоискателя вы увидите разметку. Эта разметка помогает вам располагать точно по центру главный объект вашей композиции. Это следует максимально избегать. Не позволяйте себе следовать указаниям разметки, поскольку в этом случае композиция ваших фотографий будет всегда очень симметричной и потому очень статичной. Кроме того, наш глаз (да, опять он!) не любит располагаться в центре изображения. Поэтому просто помните, что данная разметка видоискателя предназначена для автофокусировки на главный объект вашей фотографии. Имея это в виду, сфокусируйтесь на объекте, нажав до половины хода спусковой механизм вашей камеры, затем плавно переместите ваш фотоаппарат от центра композиции, придерживая затвор наполовину нажатым.

Рыбак из Ахангамы (Шри-Ланка) расположен по центру кадра; кроме того, он сидит довольно высоко.
И вуаля! Смещение объекта (рыбака) от исходной точки делает фотографию более динамичной.

Вы можете сказать мне: «Хорошо, можно не располагать объект по центру фотографии, но куда нужно поместить его, чтобы он не перегружал композицию?»
В этом вопросе нам помогут разобраться художники. Еще художники эпохи Возрождения сформулировали правило, актуальное и в наше время – правило третей. Чтобы применить данное правило на практике, нужно визуально разделить вашу композицию по вертикали и горизонтали на три равные части. Вы получите 9 прямоугольников, ограниченных полями фотографии и двумя горизонтальными и двумя вертикальными линиями. Эти линии называются силовыми линиями. Вряд ли именно ваш фотоаппарат оснащен функцией выведения такой сетки непосредственно на экран, чтобы избавить вас от необходимости рисовать эти линии в своем воображении. Посмотрим, как это должно выглядеть:

Теперь сконцентрируемся на 4 точках, которые называются силовые точки, те точки, через которые обязательно «проходит» взгляд зрителя, рассматривающего фотографию. Они располагаются на пересечении силовых линий. На рисунке ниже эти точки выделены зеленым цветом:
Вот и ответ на ваш вопрос касательно места расположения нашего главного объекта съемки.. Он должен располагаться в месте пересечения линий на одной из точке или в двух точках, если нужно выделить несколько важных деталей.
На фотографии ниже очаровательная индонезийская женщина расположена по центру композиции: мы уже знаем, что такого расположения объекта следует избегать. Кроме того, в кадр попал не очень привлекательный кусок земли, который сразу же довольно бесцеремонно притягивает наш взгляд.


Поэтому я приблизился к объекту съемки (после того, как я убедился, что нож, которым она работает, не очень острый!) и сместил объект в кадре вправо таким образом, чтобы ее фигура «легла» на две силовые точки. Ее руки находятся недалеко от 3ей силовой точки, что позволяет нам сконцентрировать наше внимание на том, чем женщина занята. В этой композиции необработанный участок земли исчез из поля зрения и не отвлекает наше внимание.

Теперь мы знаем о существовании 4 важных для нашего зрения точек. Кроме этого, следует также помнить, что нашему взгляду характерно не только перемещаться по Z-траектории, но и останавливаться на больших по размеру элементах композиции. В первую очередь, взгляд привлечет фигура человека или животного, затем он отметит движение (поверхность воды, облака, солнце также воспринимаются в движении) и в последнюю очередь взгляд обратится на неподвижные элементы композиции, отметив наиболее массивные из них. Наш взгляд также привлекают светлые участки на фотографии в ущерб, разумеется, основному объекту съемки. Это мы можем увидеть на данной фотографии: фотограф потрудился сместить объект относительно центра композиции, приподнять композицию над уровнем земли, однако он не смог притемнить козью шкуру, которая, будучи очень светлой, сразу же притягивает взгляд.

На этом мы сделаем паузу, чтобы вы смогли все это переварить. Встретимся завтра, чтобы изучить эффекты перспективы, поговорить о гармонии, холодных и теплых линиях и использовать технику, применяемую в кинематографе, которая позволяет направлять взгляд зрителя внутрь кадра. Помните о силовых линиях и силовых точках, которые позволят вам преуспеть в фотографии. До завтра, если вы захотите присоединиться снова!


В Интернете можно найти много статей о правиле третей и золотом сечении. Я могу порекомендовать несколько ресурсов, в которых данная тема раскрывается доступным и лаконичным языком

Через пару дней жду вас снова у себя на блоге, чтобы прочитать продолжение статьи. Спасибо за то, что заглянули!

пятница, 4 июня 2010 г.

Сезон путешествий

Пребывая в рутине повседневних дел и судорожно пытаясь закончить сразу несколько скрап-проектов (в том числе те, которые я планирую предложить в ближайшее время на мастер-классах), я опять забросила свой блог. Поскольку это совсем нехорошо по отношению ко всем вам, кто заходит ко мне в гости, я решила предложить вам в качестве маленькой компенсации за отсутствие новых работ цикл статей, посвященных сезону путешествий. В этих статьях я решила поделиться с вами своим скромным опытом в подготовке путешествий с точки зрения скрап-путешественника, рассказать об особенностях фотографирования во время поездки, о нюансах, на которые стоит обратить внимание, чтобы сделать ваши фотоальбомы о путешествиях содержательными и незабываемыми. Надеюсь, что эти статьи будут для вас полезными и занимательными и развлекут вас на то время, пока я буду доделывать свои работы. Повторюсь, что эти статьи основани только лишь на моем личном опыте, в них могут быть некоторые неточности с профессиональной точки зрения (все же я не дизайнер и не фотограф), поэтому прошу заранее за это меня извинить. Если вы захотите что-то уточнить или дополнить в статье или дать свой комментарий - я буду рада получить любой отклик и, естесственно, все это будет опубликовано.
Кстати, о публикациях комментариев в блоге. С этого для я решила ввести контроль за публикацией комментариев. Надеюсь, что вас это ни в коей мере не отпугнет. Это делается лишь для того, чтобы я могла своевременно читать все ваши сообщения, особенно если вы решите прокомментировать какой-либо из моих старых постов (а как показывает практика, эти ваши сообщения я оставляю без внимания).
Итак, чтобы не делать это длинный пост бесконечным, оставляю вас наедине с первой статьей цикла, посвященной фотографированию.
ПАМЯТКА ФОТО-ПУТЕШЕСТВЕННИКУ
Все мы любим фотографироваться на фоне чего-нибудь исторического или просто красивого. Ничего не имею против таких снимков, однако можно сделать их чуть более разнообразными. Во-первых, не обязательно просто сидеть или стоять на фоне чего-либо, можно попросить вашу модель двигаться. Спокойная созерцательная прогулка вдоль живописных развалин или красивых клумб замечательно поддается фотографированию. Главное здесь – не делать резких движений (причем, как фотографу, так и модели), чтобы фото не получилось смазанным. Помните о правильных настройках фотоаппарата: как правило пленка чувствительностью (или ее цифровой эквивалент) ISO 100 или ISO 200 используется для съемки при хорошем уличном (дневном) освещении статичных объектов, чувствительностью ISO 400 – для съемки при плохом освещении, а также для съемки движущихся объектов на улице, чувствительностью ISO 800 и выше – для съемки в ночное время и в помещении с плохим освещением. Если вы пользуетесь «мыльницей», то для съемки движущихся объектов (или когда вы двигаетесь сами, а Ваш объект статичен) не забывайте устанавливать режим «Спорт».

Если объект, на фоне которого вы хотите запечатлеть модель, не предполагает прогулок (т.е. композиция не сможет точно передать то, что вы хотите), то можно сделать фото статичной модели, сместив его/ее к краю снимка. Таким образом, главный акцент вашей фотографии сместится на пейзаж или архитектурный элемент, а не на вашу модель. Присутствие же модели на фото поможет вам рассказать о том, что он/она видит в момент съемки. Однако будьте осторожны с композицией! Мы привыкли к тому, что фокальным элементом на фотографиях обычно выступает один объект (даже при съемке пейзажей мы, как правило, выбираем какой-то один броский элемент центром композиции). Присутствие же двух объектов на одной фотографии может быть непросто связать в целостную, гармоничную композицию. Мой совет: между моделью и объектом съемки «поставьте» третий элемент – дерево, колонну, и т.д. Для таких панорамных снимков лучше всего подходят камеры с зум-объективами или широкоугольные объективы. Многие современные «мыльницы» имеют функцию панорамной съемки.

Помимо подобных снимков, еще одним моим излюбленным вариантом является съемка людей в процессе делания чего-либо, будь то лепка куличиков, катание на коньках или купание в море, т.е. когда они абсолютно сосредоточены на своем занятии и не обращают внимания на фотографа и не смотрят в объектив. Занятие водными видами спорта или активные игры с детьми особенно удачно запечатляются на таких фото. Однако не забывайте правильно устанавливать настройки на камере, чтобы потом не пришлось сожалеть об испорченных фотографиях.
При съемке людей или объектов активно используйте природное освещение. Для нашего глаза свет всегда кажется одинаковым, однако его насыщенность и оттенок меняются в течение дня. Самыми лучшими периодами для съемки практически всех объектов является час после рассвета и час перед закатом. При съемке в это время вы получаете очень насыщенные снимки с необычным свечением. Особенно это проявляется при съемке людей в светлой одежде или светлых поверхностей (в том числе воды – фотографии морских пейзажей на закате получаются особенно впечатляющими).


Сфокусируйте камеру на каком-либо интересном элементе на переднем или заднем плане вашей композиции. Для выделения какой-либо детали из общего фона лучше всего использовать макрообъектив (или функцию макросъемки в «мыльнице»), т.к. он позволяет размыть те участки кадра, которые не попадают в фокус. Чем больше расстояние между элементами композиции, тем больше размытие. Если вы не хотите получить размытый фон (или если у вас нет макрообъектива), используйте обычный зум-объектив или подойдите ближе к объекту съемки.


Еще один интересный вариант съемки как людей, так и прочих объектов – съемка отражений в воде. Можно снимать отражения в лужах и бассейне, в озерах и море, в спокойной воде или наоборот, - в любом случае эффект будет очень интересен. И не забудьте, что в разное время суток освещение разное. Если вы хотите снимать в абсолютно спокойной воде, то лучше всего это делать на рассвете или перед закатом.


Что касается съемки пейзажей, то здесь у меня тоже есть некоторые предпочтения. Я очень люблю панорамные фото, будь то природный пейзаж или городской. Однако, особенно при съемке в городе, задний план бывает сильно загроможден. В этом случае нужно тщательно выбирать место и угол съемки. Иногда следует залезть повыше или наоборот, снимать с земли, чтобы минимизировать наличие лишних деталей в кадре, а заодно получить необычный ракурс объекта, а иногда и полностью изменить настроение фотографии. Ну и конечно же помните о том, что практически любой неудачный снимок можно исправить при помощи Фотошопа и подобных ему программ. При съемке пейзажей не обойтись без широкоугольного объектива, которым также удобно делать групповые фото или снимать объекты в ограниченном пространстве.


Теперь поговорим немного о факторах, которые помогают нам направить взгляд в нужную точку на фотографии – о линиях.
Линии – это, конечно, условное название целого ряда предметов, которые помогают указывать направление взгляда. Ряды деревьев, дорога, таблички и знаки – все это можно использовать для того, чтобы указать на объект. Однако будьте осторожны, особенно при использовании в композиции знаков или табличек-указателей: стрелка знака (или то, что служит указателем направления) всегда должна располагаться таким образом, чтобы указывать на объект внутри фотографии, а не на ее внешний край. (Кстати, то же самое можно отнести и к фотографиям людей, когда вы работаете над страничкой – взгляд и/или движения всегда должны быть направлены к центру вашей работы, а не на ее край.)

Еще одна важная линия, которая не просто может присутствовать на фотографиях, но и делать саму фотографию удачной или не очень, - это горизонт. Горизонт также может задавать направление взгляда, но гораздо важнее то, что его неверное размещение в кадре может полностью нарушить композицию. Чтобы правильно расположить линию горизонта в кадре можно воспользоваться простым правилом: определите, какая часть пейзажа будет доминирующей – небо или земля. Если на земле ничего привлекательного не имеется или в небе есть что-то интересное, то опустите линию горизонта пониже, и наоборот. Если вы снимаете некий объект на фоне пейзажа, то и в этом случае следует поиграть с линией горизонта. В любом случае профессиональные фотографы не советуют делать линию горизонта строго по центру: как бы странно это ни звучало, но это не делает композицию сбалансированной.